>
IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Reply to this topicStart new topic
> Стихи и сказки для ребят..., поделимся друг с другом :)
Рейтинг 5 V
vvk
сообщение 03 .03.10 - 20:54
Сообщение #1


долгожитель
**********

Группа: Администраторы
Сообщений: 1 100
Регистрация: 17.01.06
Из: Зеленоград
Пользователь №: 61



Ведь очень часто вожатые прибегают в работе к помощи красивых стихотворений, сказок высказываний... Давайте поделимся друг с другом))


--------------------
Лучшее - детям, вкусное - вожатым… на «Импульсе»… и на Вожатская википедия… Жизнь прекрасна!
Go to the top of the page
 
+Quote Post
 
галина
сообщение 19 .05.10 - 12:57
Сообщение #2


долгожитель
**********

Группа: Форумчане
Сообщений: 169
Регистрация: 16.07.07
Из: г.Москва
Пользователь №: 2 128



Очень хороши стихи Петра Синявского «Грибная электричка». Можно прочитать в отряде
младшим школьникам и даже немного инсценировать. Стихи читаю наизусть.

Грибная электричка
Едут в электричке
Волнушки и лисички
С подружками-друзьями,
Чернушками-груздями.
Со станции Пригоркино
На станцию Ведёркино,
Со станции Подъёлкино
На станцию Засолкино.
Колёса со старанием
По рельсам тарахтят,
Везут по расписанию
Компанию опят.
Со станции Полянкино
На станцию Сметанкино,
Со станции Пеньковкино
На станцию Духовкино.
У мухомора хитрый вид
Ехидная усмешка –
Забрался в поезд и сидит,
Как будто сыроежка.
Но вот заходит контролёр,
Выводит мухомора.
И безбилетник мухомор
Краснеет от позора.
А старичок боровичок,
Интеллигентный толстячок,
Приподнимает свой берет
И предъявляет свой билет. (В этом месте снимаю коричневый
берет с головы и достаю картонку с крупными буквами
«Б И Л Е Т»).
К билету прилагаются
Четырнадцать квитанций (помахиваю ими).
Четырнадцать квитанций
С названиями станций:
Дорожкино, Лукошкино,
Опушкино, Засушкино,
Кастрюлькино, Бульбулькино,
Лучково, Сельдерюшкино,
Морковкино, Перловкино,
Немножкино-Картошкино
Лаврушкино-Петрушкино,
Тарелкино и Ложкино.
Обращаюсь к детям:
«А теперь внимание: кто из вас вспомнит больше станций,
которые проехали грибы от опушки к тарелке с супом?»
Можно сделать так, чтобы каждый записал на отдельный листочек,
и лишь потом подвести итоги. Можно называть по одной станции.
Кто последним назвал станцию – тот и победил. Изменять,
выдумывать новые остановки нельзя!
Можно спросить, почему контролёр вывел мухомора (как так:
у всех есть билет – а у него нет?).
После чтения стихов и раздачи призов непременно просят меня
показать большой билет на грибную электричку и рассматривают его,
как какую-то диковину.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
 
галина
сообщение 26 .05.10 - 11:32
Сообщение #3


долгожитель
**********

Группа: Форумчане
Сообщений: 169
Регистрация: 16.07.07
Из: г.Москва
Пользователь №: 2 128



Попробую рассказать вам сказку, которая всегда очень нравилась моим
ребятам, причём не малышам, а ребятам постарше. Лучший антураж для
неспешного повествования – лесная полянка. У нас даже было своё место –
поваленное дерево в лесу, на котором умещалась половина отряда. Вторая
половина рассаживалась вокруг меня (в основном, те, что любят по ходу
дела задавать вопросы).
Вожатому, конечно же, можно дополнять сказку, вносить свои подробности,
вообще, любому человеку, а вожатому в особенности, не мешает овладеть
искусством рассказчика, дети высоко это умение ценят.
Ещё они любят, когда рассказывают не «галопом», а
спокойно, велеречиво, подробно, переводя взгляд с одного слушателя на
другого, используя все оттенки интонации и, конечно же, максимально
задушевно.

Итак,
УМНАЯ ЗМЕЯ.

Далеко-далеко отсюда, в стародавние времена жил да был один крестьянин.
Не было в деревне человека, старательнее и
трудолюбивее Салимжана, но, одновременно,
не было в округе и семьи беднее его. Всё же семеро малолетних детей и
жена. Как прокормить их?
Целыми днями мотыжил Салимжан клочок земли, что
прилегал к его хижине, сажал рис да просо, носил воду из ручья,
выпалывал сорняки, собирал небогатый урожай, платил в казну налоги, в
основном, натуральным продуктом (дети могут спросить, что это такое,
объясните
), а часть продавал на рынке, чтобы купить себе, жене и детям
хоть какую-то одежду и утварь. Но всё никак не мог свести концы с
концами. Не хватало Салимжану денег до нового урожая, и не могло
хватить, потому что зима длинная, а урожай… Вот он: вроде бы, есть - и
нет его больше.

Чтобы не умереть с голоду, вынужден был Салимжан одалживать деньги и
продукты у добрых людей.
Однако, в последние месяцы никто из соседей и знакомых не давал ему ни
монетки, ни лепёшки. Сами люди небогатые, они справедливо рассуждали:
всё равно
Салимжан не вернёт долг, откуда ему взять, а у нас лишнего нет.
Одна злая соседка, что жила с хромым мужем у ручья, нисколько не
сочувствовала многодетному отцу, а, наоборот, встречая Салимжана,
идущего за водой, пронзительно кричала на него, требовала немедленно
вернуть долг
(половину варёной курицы и мешочек крупы).
В противном случае грозилась пожаловаться судье и даже самому императору.
Своего мужа она целыми днями ругала, буквально поедом ела за то, что распорядился
продуктами в её отсутствие. Будь она дома, Салимжана на порог бы
не пустила! Eщё голытьбу привечать!
Хотя, в общем-то, жили супруги довольно зажиточно, своих
детей у них не было. Да только сварливая Зарема была очень завистливая.
Почему у Салимжана семеро детей, а у неё – ни одного? Пусть хотя бы
старшего, десятилетнего сына пришлёт помогать по хозяйству, надо же
отрабатывать долги!
Видно, придётся отдать мальчика в батраки.

Так тянулись дни за днями, жила семья Салимжана впроголодь, не
могла никак согреться в своей полуразвалившейся хибаре, и не было никаких
шансов, что положение когда-либо изменится к лучшему.

В это самое время, когда Салимжан, набирая воду из ручья,
в очередной раз отбивался от нападок Заремы,
во дворце императора собрались все его
слуги и визири. Они окружили недавно проснувшегося императора и
благоговейно смотрели на него, стараясь даже взглядом продемонстрировать
своё расположение и беззаветную преданность.
Император восседал под высоким атласным балдахином на пуховых подушках,
он совсем недавно проснулся. Но был отнюдь не посвежевшим и не в добром
расположении духа, напротив, он был сильно озабочен.
- Я созвал вас для того, чтобы рассказать свой сон. Он меня очень удивил
и насторожил. Требую и повелеваю, чтобы этот сон был разгадан! Обещаю
награду: кувшин золотых монет и два мешка отборной пшеницы. Сообщите
всем подданным моей империи о моём повелении, и в самое ближайшее время
я хочу выслушать человека, способного разгадать мой сон!
В противном случае вы все будете уволены.

Что же такое приснилось императору?
А приснилось ему следующее: будто бы сидит он на высоком золочёном
троне, головой касается звёзд и неба. Одна ножка у трона чуть-чуть подпилена,
и всё же трон достаточно устойчив, почти не шатается. А вокруг бегают,
не останавливаясь, лисы и кусают друг друга за роскошные хвосты.
Появляясь перед императором, льнут к его ногам, стараются заглянуть в глаза.
Особенно усердствует шикарная лиса с красноватым отливом шерсти и
зелёными глазами, сверкающими, точно изумруды.

Никто, конечно, не посмел ослушаться.
Слуги, визири, гонцы, глашатаи разбрелись, разъехались в разные концы страны,
чтобы довести указ до сведения населения.

(Продолжение обязуюсь написать на днях, потому что очень длинно получается,
напишу в несколько приёмов.)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
 
галина
сообщение 28 .05.10 - 11:45
Сообщение #4


долгожитель
**********

Группа: Форумчане
Сообщений: 169
Регистрация: 16.07.07
Из: г.Москва
Пользователь №: 2 128



УМНАЯ ЗМЕЯ
(продолжение, начало см. выше).

Проходит неделя, затем другая…
Ни одного желающего попробовать разгадать сон императора. Слуги и
визири с ног сбились, хотят угодить своему господину, да и гнева его
побаиваются.
Принимается новое решение: каждый город, посёлок, деревенька должны
прислать по одному человеку во дворец. Сможет посланник разгадать сон –
кувшин и мешки с пшеницей – его. Не сможет – город или деревенька
подвергнутся наказанию. Какому же?
Например, больше, чем обычно, призовут в этом году горожан и крестьян
на службу в императорскую армию. Или налоги конкретно для данного
местечка повысят: в способах наказания сильные мира сего всегда были
изобретательны.
Потянулись месяцы. Сколько посланников перебывало во дворце! Никто из
них даже не пытался разгадать сон. Каждый низко, до самой земли кланялся
императору, многие становились на колени, упрашивали не
наказывать родной город, деревню. Никакие мольбы не помогали.
Постепенно очередь дошла до родной деревушки Салимжана. Бросили
односельчане жребий: кому из них идти к императору. А впрочем, можно
было и не бросать. Если не везёт – то не везёт во всём. Конечно же,
жребий
выпал Салимжану.
Три дня пути только в одну сторону! И столько же обратно. Да ещё в
разгар полевых работ! В страду! На кого он оставит свой клочок поля? На
малолетних ребятишек?
Но делать нечего, надо идти.
Собрала жена Салимжана в дорогу, в маленький узелок уложила кусок
хлеба и кувшинчик с водой.
Тут как тут - соседка Зарема, злыми глазками сверлит: «Смотри, -
говорит, - возвращайся не с пустыми руками, а с пшеницей и с деньгами,
и чтобы с нами первыми рассчитался!»
А дети высыпали провожать отца, все худющие, полураздетые, младшие
плачут, не понимая, куда от них папка уходит, за мамину юбку держатся.
--------------------------
Вот за плечами остался первый день пути.
Ни капли дождя, ни ветерка, припекающее солнце, пыльная дорога...
На второй день вступил Салимжан в густой лесок, пахнуло прохладой и свежестью.
Решил устроить здесь привал. Сел на поваленное дерево, развязал узелок,
разломил кусок хлеба. Ноги устали, гудят, натруженные. Ведь у
измученного
Салимжана и обуви-то удобной для дальней дороги нет: так, обноски
какие-то.
Сидит крестьянин, думу думает, переживает за оставленную семью, за
хозяйство.
Вдруг послышалось, будто зашелестела трава у самых его ног, а затем
слегка
раздвинулась. Что-то сверкнуло серебристой лентой.
Змея! Во мгновение ока оказался Салимжан на верхушке поваленного
дерева, взобрался на самую высокую его точку.
- Не бойся меня, - заговорила Змея человеческим голосом. - Я зла тебе
не принесу.
Салимжан смотрит во все глаза, буквально дара речи лишился. Говорящая
змея! Вот так чудо!
- Спускайся, садись спокойно на прежнее место, расскажи, куда путь
держишь, - продолжает Змея. – Вижу, что человек ты скромный,
совестливый. Который день идёшь по моим владениям, а ни одной веточки
не сломал, ни одного животного не обидел. Вот я и хочу узнать: что
привело тебя сюда, зачем в такую далёкую путь-дорогу отправился?
Салимжан перевёл дух, спустился пониже, отвечает:
- Иду я во дворец не по своей воле. Император требует разгадать сон, а
откуда нам, неучёным, неграмотным, знать, что он означает. В результате
множество городов и деревень попали в опалу.
- Расскажи мне этот сон, - просит Змея.
Пересказал Салимжан то, что знал, и добавил, не тая, об
обещанной императором награде.
Выслушала его внимательно Змея и говорит:
- Если хочешь, сделаем так: я помогу тебе расшифровать сон, а ты за
это отдашь мне ровно половину того, что вручит тебе император. Согласен?
Салимжан радостно закивал головой. А Змея начала свой рассказ:
- В этом сне нет ничего сложного. На троне и в самом деле сидит
император. А вокруг него вьются льстецы и подхалимы – визири.
Давным-давно они заняты тем, как бы потуже набить свою мошну и совсем не
занимаются государственными делами, а господина своего вводят в
заблуждение. Увеличивать налоги для городов и деревень – непосильное
бремя для населения, потому что дела там идут год от года всё хуже, только
император об этом не знает.
Казна его пустеет день ото дня, и уже на четверть разворована (одна
подпиленная ножка). Усердствует в опустошении казны визирь с зелёными
глазами, который носит парчовый халат с красным отливом. Только в своём
доме он трофеи не держит, потому-то и уверен в полной безнаказанности.
Золото и сапфиры из императорской казны он переправляет потихоньку на
другой конец страны – в дом дальних родственников по линии жены.
И если император срочно не вникнет в хозяйственные и финансовые дела
государства, его ждёт полный крах и потеря многих земель и городов.
Так говорила Змея, а Салимжан слушал и запоминал. Потом горячо
поблагодарил свою спасительницу.
Наконец, настала пора отправляться в путь.
- Смотри, - напутствовала его Змея. – Никому не говори о встрече со
мной и не забудь на обратном пути оставить половину даров на этом
самом месте.
Вильнула хвостом – и скрылась в высокой траве.
«Почудилось мне, что ли», - подумал Салимжан и сильно потёр глаза.
Ничто не напоминало о недавнем общении с таинственной гостьей.
Шумели в вышине вековые деревья, звонкоголосо пели птицы, маленький
блестящий жучок взбирался по длинной, жёсткой травинке, порхали
изумительной красоты бабочки.
Отдохнув, Салимжан отправился в путь.
(Продолжение следует).
Go to the top of the page
 
+Quote Post
 
галина
сообщение 08 .06.10 - 19:01
Сообщение #5


долгожитель
**********

Группа: Форумчане
Сообщений: 169
Регистрация: 16.07.07
Из: г.Москва
Пользователь №: 2 128



УМНАЯ ЗМЕЯ
(продолжение, начало см. выше).

Прошёл ещё один день, а за ним ещё одна ночь.
И вот стоит наш путник, усталый, измождённый, на ступеньках, ведущих
к парадному входу во дворец.
Едва Салимжан назвал своё имя, как стража мгновенно расступилась.
Однако, к императору его сразу же не провели. А вначале отвели в красиво
убранную светлую комнату, где хорошо накормили, позволили вымыться и
переодеться во всё чистое, а также предложили отдохнуть.
«Точно в сказку попал», - подумал ошеломлённый приёмом Салимжан.
Никогда раньше не лежал он на таких мягких перинах (ну, точно из
лебяжьего пуха!), не пробовал таких изысканных яств. Дома у него тюфяки
были набиты сеном, а в изголовье вместо подушек лежало какое-то тряпьё.
A скудную бедняцкую пищу и королевский стол и вовсе сравнивать незачем…
Вечером гостя повели через весь дворец в тронный зал. (Для экономии
времени я не стану описывать дворец, обычно я рассказываю о его убранстве долго
и подробно. На этот раз предоставляю это право вам, дорогие
вожатые. Как говорится, даю полный карт-бланш. Итак, фантазируйте! Не
забудьте про разноцветных диковинных птиц в золочёных клетках, шёлковые
ковры с затейливым орнаментом, подсвечники из топаза, высокие вазы из
полудрагоценных камней, великолепные зеркала от пола до потолка и
всё остальное, свидетельствующее не просто о
роскоши, а о размахе!)

Император восседал посреди зала на троне, а справа и слева от него
располагалось множество народу: не только стража, но и визири,
советники, гонцы, глашатаи, астрологи, придворные лекари, слуги.
Цепкий глаз Салимжана выхватил из толпы высокого визиря в парчовом
халате с красным отливом, зелёные глаза которого бегали туда-сюда,
туда-сюда…
После обмена приветствиями, император обратился к гостю:
- Будешь ли ты, Салимжан, говорить со мной на известную тебе тему
или же откажешься, как все твои предшественники?
- Буду говорить! – твёрдо ответил стоящий перед ним человек.
Император заметно приободрился:
- Ну, начинай. Мы все здесь специально собрались, чтобы выслушать
тебя. Боимся проронить хоть одно слово.
- Однако, повелитель, у меня есть одно условие…
- Условия здесь выдвигаю я, - властно прервал его император, грозно
поводя очами и нахмурившись, - ты что, забыл, где находишься?
- Помню. И всё же разгадку сна я намерен доверить только Вам. Пусть все
остальные немедленно покинут зал. Это в Ваших интересах, повелитель.
«Да что он себе позволяет, этот босяк???» - подумал император.
И всё же благоразумие и всё растущее любопытство взяли верх. Визирям и
челяди было приказано выйти на улицу, а стражникам – отодвинуться от
трона на приличное расстояние, откуда они ничего не могли расслышать.
И Салимжан начал своё неспешное повествование.
(Для ребят младшего
школьного возраста стоит ещё раз повторить рассказ Змеи, так как они
могли его немного подзабыть).


***
Этой же ночью две группы верных императору людей на конях отправились на
другой конец страны. Они проверили несколько адресов. Везде значилась
одна и та же фамилия родственников визиря с зелёными глазами (он
отвечал за финансы страны и напрямую – за расходование и пополнение
императорской казны). В подвале одного из домов близкого родственника
были обнаружены сундуки с золотом, серебром, сапфирами, рубинами,
изумрудами, аметистами. На золотых и серебряных монетах стояла печать
императора. Перстни, серьги, ожерелья, цепочки, камеи, браслеты, кулоны
принадлежали ему же.
В это же время император срочно потребовал к себе казначея и приказал
предоставить ему полный отчёт о расходовании средств. Как оказалось,
казна непонятным образом на четверть опустела!
- Пришлось помогать многим городам во время наводнения, деревням - в
период неурожая, - юлил визирь с зелёными глазами.- Не хотелось по
мелочам Вас беспокоить, мой повелитель.
Когда же прибыли с докладом два конных отряда, казначей был
немедленно брошен в темницу.
Почти все из окружения императора были немедленно уволены. За что же
впали они в немилость? А за то, что не сообщали о подлинном положении
дел в стране, зато преуспевали в лести и интригах.
Император без
сожаления избавился от таких советников и набрал новых, честных и
неподкупных. Его могущество было сохранено.
Салимжану же было щедро выплачено вознаграждение за разгаданный сон: два
мешка отборной пшеницы и кувшин с золотыми монетами. Но так как он не
мог унести эти подарки на себе, то ему дали лошадь и телегу с условием,
что он вернёт их в императорский дворец при первой же возможности.
***
Проехав половину пути, путешественник остановился в знакомом месте, у
поваленного дерева, где когда-то встретил Змею. Но на этот раз здесь
никого не было. Салимжан подождал немного, потом негромко позвал. В
ответ - тишина.
У крестьянина даже мысли не возникло оставить себе долю, принадлежащую
подлинному автору разгадки сна. Он привалил к дереву один мешок с
пшеницей, отсчитал ровно половину от сотни полученных золотых монет и
тоже аккуратно положил их под дерево. После этого с чистой совестью
отправился домой.
***
Вся деревня вышла встречать героя. Слыханное ли дело,
Салимжан побывал у самого императора и вернулся с дарами? Видать, умён
их односельчанин, ох, как умён, мало они ценили его!
Первым делом вечный должник рассчитался с Заремой и её мужем,
причём, отдал супругам вдвое больше, чем брал в своё время. Так же
поступил и со всеми остальными кредиторами: никого не обидел, всем
сделал щедрые подношения.
Часть золотых монет пошла на приобретение новой одежды и обуви для всей
семьи, часть – на ремонт домика. (Дети в лагере также интересовались,
купил ли герой сказки себе телевизор)
.
Позже был приобретён небольшой участок земли, где посеяли
королевскую пшеницу, и она осенью дала неслыханный урожай!
Старшему сыну не пришлось идти батрачить на семью Заремы, он
отправился в город учиться. А раньше его не во что было одеть и, самое
главное, нечем было заплатить за обучение.
Теперь семья Салимжана ни в чём не нуждалась. Денег хватит надолго.
А лошадь с телегой вернул в город новобранец, отправлявшийся из родной
деревни Салимжана на службу в армию.

***
Много ли, мало ли времени прошло, то нам неведомо.
Но вдруг приснился владельцу королевского дворца новый сон.
И хотя высочайшим повелением
было торжественно объявлено о новой награде: четырёх мешках отборного
зерна и двух кувшинах с золотыми монетами, император не стал рассылать
гонцов во все концы. Он отправил одного-единственного – и прямиком к
Салимжану.
(Продолжение следует).
Go to the top of the page
 
+Quote Post
 
галина
сообщение 17 .06.10 - 09:01
Сообщение #6


долгожитель
**********

Группа: Форумчане
Сообщений: 169
Регистрация: 16.07.07
Из: г.Москва
Пользователь №: 2 128



УМНАЯ ЗМЕЯ
(продолжение, начало см. выше).

Что же на этот раз приснилось императору?
А приснилось ему следующее. Будто бы в той стороне, откуда восходит
солнце, стали происходить необычные явления. Поднимающееся на рассвете
светило окрашивало в ровный розовый цвет голубую воду озёр и речушек. И
вдруг вода в этих озёрах становилась сначала малиновой, потом пурпурной,
потом багрово-красной. Просто целые реки, ручьи и пруды, полные
красной воды!
Необычные изменения претерпевала природа. Иголки с ёлок, сосен и
лиственниц опадали на землю. Почти мгновенно голые ветки пожухли,
потемнели.
Опала листва с дубов, ясеней, клёнов. И эти ветки, и стволы сначала
покраснели, потом потемнели, потом стали чёрными-пречёрными, похожими на
уголь. Концы веточек от налетевшего ветра отламывались и разлетались в
разные стороны, рассыпаясь в труху, напоминая крупные кусочки пепла.

Салимжан выслушал гонца в замешательстве. Ему надлежало немедленно
прибыть во дворец и попробовать разгадать сон.
Да, но что он может сказать? Какая ещё красная вода, какие
обугленные деревья? Может быть, в стране начнётся пожар? Где, в каком
месте, когда?
Салимжан искренне пожалел о том, что не признался императору в своей
несостоятельности. Ведь надеяться на новую встречу со
Змеёй немыслимо. Она не появилась в условленном месте в прошлый раз,
где гарантия, что появится теперь?
Да… положеньице…
Что сказать императору в своё оправдание, как смотреть ему в глаза?

… Удручённое состояние мужа не прошло незамеченным для его жены.
- Что ты так разволновался? – удивилась она. – Улыбнётся удача – вновь
правильно разгадаешь сон, будут у нас деньги, будет и дальше хорошая
жизнь.
Тут-то Салимжан и повинился во всём супружнице. Мол, никакой его
заслуги в разгадке сна нет. Всё это случилось благодаря мудрости и
доброте Умной
Змеи…
- Эка беда, - возразила жена, - помогла Змея в прошлый раз – поможет и
на этот. Отправляйся
скорее в путь, а у поваленного дерева задержись подольше. Вот увидишь,
Змея обязательно выползет, расспросит, подскажет.
Напутствуемый и подбодряемый женой, но с тяжёлым сердцем отправился
Салимжан наутро
в путь. На этот раз в его котомке были и белый хлеб, и кувшин молока,
и лепёшки с творогом. Не придётся ему голодать в дороге.
…Проходят сутки, наступает новый день. К вечеру добрался Салимжан до
поваленного дерева. Да так устал от тяжёлой дороги и неотступных дум,
что, развязывая котомку, прямо с ней в руках и уснул.
Проснулся он, ощутив на себе внимательный, немигающий взгляд.
Змея!
- Ну, здравствуй, Салимжан. Твои дары я приняла. Куда на этот раз
путь держишь? – спрашивает Змея.
Рассказал ей Салимжан как на духу обо всём, что терзало его сердце.
Не утаил и того, как боится идти к императору, не имея ни одной сносной
версии…
- Да нечего тебе бояться, - спокойно говорит Змея.- Сон этот не
сложнее предыдущего, и мне по силам его разгадать.
Скажи, что властитель соседней страны, что лежит к востоку от империи,
вознамерился пойти войной на нашего государя. Его стратегия заключается
во внезапности
и тщательной подготовке войска. Готовится вторжение в глубочайшей
тайне. Жители наших селений даже не подозревают, какие силы
собраны в кулак на границе. Ровно через два дня с восходом солнца
прогремят горны, застучат походные барабаны, и неприятель вторгнется на
нашу
территорию. Прольются реки крови, они затопят все реки и озёра, будут
разграблены и сожжены
множество сёл и городов. Наш император, не
подозревающий о вероломстве соседа, совершенно не готов к обороне,
а ведь до начала кровопролитной и страшной войны осталось всего два дня!
Придётся ему расстаться со многими землями, пашнями, лесами, полными
дичи, прудами, полными рыбы,
городами, крепостями, мостами, деревнями. А самое главное, вскоре он
не досчитается многих своих подданных – частью
убитыми, частью – уведёнными в рабство…
Салимжан вскочил на ноги, не смог спокойно слушать дальше:
- Так надо бежать скорее, предупредить его! Пока не поздно…
- Боюсь, что поздно, - отвечала Змея. – У тебя впереди ещё день
пути. И останется один-единственный денёк. Что можно успеть за это время?
Впрочем, беги, мне твой порыв нравится,
надо все возможности использовать. Беги! Только не забудь: если
император всё-таки наградит тебя, поделись со мной половиной…
- Не забу-ду-у-у, - крикнул Салимжан уже на бегу.
-----------------------------
Срочно объявленная в стране всеобщая мобилизация, начавшаяся ночью,
«поставила под ружьё» всё мужское население страны. Рекомендовалось
действовать скрытно, чтобы противоположная сторона ничего не
заподозрила. К восточной границе были стянуты большие силы: пушки,
орудия,
множество винтовок, ядер, мешки пороха. Заняли самое выгодное положение
на верхушках сосен лучники со стрелами.
(Советую вам расспросить детей, правильно ли они понимают слово «мобилизация».
Один мальчик ответил так: «Это всемирный процесс, когда население
обзаводится сотовыми телефонами»).

***
Итак, настал день предполагаемого начала войны. Со стороны императора
были стянуты несметные силы: вдвое, а в некоторых родах войск и втрое
превосходящие силы противника. Но все они располагались на границе не
демонстративно, а большей частью в лесочках, в избах и сараях
приграничных жителей, в оврагах, кущах. Догадаться о том, что территория
кишит вооружёнными людьми, было невозможно.
Лишь солнце на горизонте окрасило небо в розовые тона, загремели
горны, застучали походные барабаны, и неприятель, предвкушающий лёгкую
победу, твёрдо уверенный в том, что о его нападении никто не догадывается,
перешёл границу.
Но что же это такое???!!!
Первые же ряды атакующих сражены наповал. Захлебнулась и вторая
атака, и третья…
Через час война была окончена, а оглушенное и деморализованное войско
восточного правителя окружено и взято в плен.
Пришлось жадному до чужих территорий королю просить пощады у нашего
императора, умоляя принять любую часть своей земли плюс сундуки с
драгоценностями, лишь бы «забыть об этом недоразумении».

***
Салимжан вновь возвращался домой на телеге, в которой любовно были
уложены уже не два, а четыре мешка с пшеницей, не один, а два кувшина с
золотом.
Поравнявшись с деревом, Салимжан спрыгнул, стащил два мешка и кувшин с
монетами, бережно положил их под дерево. Мысленно он ещё раз искренне
поблагодарил Умную Змею за помощь.

***
Вся деревня радовалась возвращению Салимжана. Снова с дарами, да какими!
Лишь одна соседка злобно сверкала глазами и никак не могла взять в
толк, как этот недотёпа сумел разбогатеть. Может, его жена какой секрет
знает?
Простодушная женщина рассказала Зареме, что Салимжану помогает
говорящая Умная Змея, а за это он рассчитывается с нею половиной
королевской награды.
- Вот глупый-то! – захохотала Зарема. – Раз пшеницу и золото во
дворце вручили ему, то и надо всё целиком забрать себе. Ну, посуди сама,
зачем Змее монеты??? На рынок она, что ли, с ними пойдёт? А пшеница?
Куличи или каравай подколодная испечёт?
Раздать такое добро!
Вот глупый, вот дурачина, вот садовая голова! Ну, ничего-то нельзя
мужчинам поручить!
---------------------------------------
После этой поездки к императору семья Салимжана стала считаться
в селе зажиточной.

(Продолжение следует).
Go to the top of the page
 
+Quote Post
 
галина
сообщение 30 .06.10 - 22:04
Сообщение #7


долгожитель
**********

Группа: Форумчане
Сообщений: 169
Регистрация: 16.07.07
Из: г.Москва
Пользователь №: 2 128



УМНАЯ ЗМЕЯ
(продолжение, начало см. выше)

Как вы знаете, в сказках всё самое важное и
интересное происходит, как правило, трижды.
Вот и в нашей сказке приснился императору третий сон…
На этот раз всё в этом сне было чрезмерным, всё – «слишком».
На великолепных яблонях росли в огромном количестве золотистые,
красные, жёлтые плоды – наливные, полные сока, истекающие нектаром
яблоки.
Изумительной красоты девушки – одна лучше другой – собирали эти яблоки
и укладывали в плетёные корзины – их ряд тянулся до самого горизонта.
Полные корзины уносили из сада молодые мускулистые парни. Но вот что
удивительно: число яблок на ветках, казалось, не убывало, а только
прибавлялось.
В полях колосилась пшеница. Колосья были полны зёрен – слишком крупных
и тяжёлых, отчего созревшие хлеба клонились к земле. Конца-края этому
золотому морю не было видно.
На лугах с пахучей густой травой паслись тучные стада: отборные
коровы, резвые телята, тупоголовые бычки. Казалось, их слишком много, но
травы было ещё больше, луга казались бесконечными, просторы –
бескрайними.
Пруды, озёра, речушки буквально кишели рыбой – серебристой, здоровой,
крупной, причём, самых ценных пород.
В окружении густой дубравы стоял красивейший замок. Вместо оконных
стёкол – цветные витражи. На полянке перед дворцом цвели розы и играли
дети – две нарядные девочки неземной красоты и белоголовый маленький
мальчик в белых кудряшках. Они догоняли друг друга и звонко смеялись –
эхо детского смеха разносилось повсюду.
Рыбаки, возвращающиеся с уловом, посмеивались в усы, услышав детские
кричалки. Радовались забавам малышей и девушки с парнями в яблоневом
саду.
Косари в полях, отдыхающие во время недолгого перерыва, услышав детский
смех, вновь принимались за работу, причём, настроение у них было самое
благостное, радужное.
… Салимжан в очередной раз собирался в путь. Награда ему была обещана
поистине королевская: восемь мешков пшеницы и четыре кувшина, полных
золотых монет.
- Смеются над тобой в селе, - сообщила ему во время сборов жена.
- Это почему же?
- Говорят, мол, с какой-то тварью добром делишься. Расспрашивали, так ли
это на самом деле. На смех меня подняли, когда я объяснила, что это ты
говорящей Змее долг отдаёшь.
- А откуда они узнали? – спросил Салимжан и осёкся. Вспомнил, как сам
разболтал тайну, которую Змея просила беречь. Жена рассказала Зареме,
та – ещё кому-то. И пошло-поехало…
Уезжал он мрачнее тучи, гораздо в более тягостном настроении, чем в
прошлые разы.
…Вот и знакомая полянка. Долго ждал Салимжан, ждал до самого вечера,
но спасительница его не показывалась. Он уж и терпение потерял, и снова
начал в путь собираться, как вдруг Змея
выползла из-под камня.
- Здравствуй, Салимжан, спасибо за дары. Далеко я была отсюда, раньше
прибыть не могла. Ну, рассказывай, какая печаль на этот раз позвала тебя
в путь-дорогу?
Салимжан так обрадовался, что чуть не задохнулся от счастья.
Выпалил он без остановки пересказ сна императора, боясь, что Змея его
прервёт, слушать не захочет. Но этого не произошло. Змея слушала
внимательно, впрочем, так бывало и раньше.
- Сон очень хороший. Ты принесёшь императору радостную весть. На
протяжении ближайших ста лет его королевство будет богатеть и крепнуть.
Ни наводнений, ни пожаров, ни войн, ни конфликтов с соседями у
императора не будет.
Урожаи будут стабильными, налоги – собираться исправно, подданные
будут господина уважать, народных волнений не предвидится.
А самое главное – в семье императора появятся две красавицы дочери и
сын – наследник престола. Счастливый отец выстроит для своих крошек
новый дворец – самый красивый на земле, поражающий воображение и
масштабами, и великолепием.
Салимжан слушал Змею, открыв рот от удивления. Он уже представлял себе,
как обрадует императора, как тот с удовольствием вознаградит его,
возможно, добавив кое-что к обещанному. За такие-то новости и полцарства
не жалко!
- И ещё передай императору, - сказала Змея, - что больше вещие сны ему
сниться не будут. Этот – последний.
- Спасибо, спасибо тебе, дорогая Умная Змея, - с волнением произнёс
Салимжан. – На обратном пути рассчитаюсь с тобой, как договаривались и
раньше.
- Не забудешь?
- Как я могу забыть?

***

Хорошие новости, которые принёс Салимжан, стали поводом для
многодневного праздника. Все дворцовые работники, включая слуг, получили
подарки, а вечером на площади перед дворцом устроили изумительный
фейверверк.
Уезжал Салимжан на телеге, которая ломилась от даров. Здесь были и
обещанные восемь мешков, и золотые монеты, и шелка, и алмазы, и кувшины с
дорогим вином, и головки сыра, и новая одежда, и даже сабля с затейливо
разукрашенным резьбой клинком, и многое другое. Более того, саму лошадь
и телегу император также подарил Салимжану, стало быть, их уже не
придётся возвращать.
Ехал Салимжан, радовался такому удачному в своей жизни приключению, но
нет-нет, да и проскальзывала мысль: «Придётся делиться! Жаль…»
Чем ближе становилось место постоянного привала, тем всё более чёрные
думы одолевали крестьянина. Как, в самом деле, ему поделить добро? Разве
можно разделить на две части лошадь? А телегу? Нет-нет, их он вообще
делить не может, ведь об этом заранее не договаривались, да и не знает
Змея ни о какой телеге.
А сыр? А вино? А пшеница, наконец? Зачем Змее столько пшеницы?
Неужели Салимжан позволит, чтобы над ним в деревне потешались?
Мучился путник, не зная, какое решение принять, ведь и посоветоваться
в этой глуши не с кем.
Опять-таки, этот сон – самый последний, больше ему не придётся идти на
поклон к Змее, так может, и необязательно с ней встречаться? Всё равно
ему больше помощь в разгадке снов не понадобится, зачем же вознаграждать Змею,
зачем отрывать от себя так полюбившиеся ему ценные вещи?

***
…Вот и поваленное дерево.
Придержал Салимжан лошадь, постоял немного, опустив голову.
Думал.
Но, видно, так ничего и не придумал, потому что, не слезая с телеги,
поехал дальше… Домой…

(Окончание следует).
Go to the top of the page
 
+Quote Post
 
галина
сообщение 13 .07.10 - 17:53
Сообщение #8


долгожитель
**********

Группа: Форумчане
Сообщений: 169
Регистрация: 16.07.07
Из: г.Москва
Пользователь №: 2 128



УМНАЯ ЗМЕЯ
(продолжение, начало см. выше).

Уже на подступах к родной деревне Салимжан заметил жену и детей, которые
выбежали ему навстречу.
Но что это?
Младшенький в рваной короткой рубашоночке, босой. Жена в выцветшем
платке и поношенном халате, печаль усталости на её лице.
Девочки-близнецы грустные, с тощими косицами, в старых сарафанчиках,
тоже босые.
Увидев отца, кинулись ему навстречу, заулыбались, обрадовались.
Салимжан соскочил с телеги, бросился вперёд, подхватил на руки младшего,
обнял жену.
- Наконец-то вернулся, - запричитала жена, - наконец-то, дорогой муж,
мы тебя дождались. Мы уж все глаза проглядели. Хлеба в доме нет, денег нет…
Пришлось занять у Заремы полмешочка крупы…

Салимжан встал, как вкопанный.
- Что ты такое говоришь? Как это нет хлеба? И почему дети раздеты? Что у
вас случилось? Не пожар ли?
Жена помотала головой: нет, ничего не случилось. Живём, как и прежде. И
хибарка стоит, как и стояла, правда, одна стена немного завалилась, да
крыша прохудилась, а так ничего, слава Богу, все живы, здоровы, ждут
папу с гостинцами.
Оглянулся Салимжан, а телеги-то на том месте, где он её оставил, и нет!
Как сквозь землю провалилась! Вместе со всем скарбом.
И лошадь исчезла. Лишь кучка пепла на дороге … да две чёрные вороны
грозно расхаживают, лапами золу разгребают.
Понял Спалимжан, что так жестоко, но справедливо наказала его Умная Змея…
Сел крестьянин на придорожный камень и горько заплакал. Заплакали и
дети, не понимая причины, но горячо жалея и обнимая отца.
------------------------------------------
Вот так закончилась эта история. А могла ли она окончиться по-другому?
Несомненно. Если бы Салимжан не нарушил важнейшие заповеди человеческого
бытия.
ДАЛ СЛОВО – ДЕРЖИ ЕГО. Как бы тебе ни было трудно.
Будь благодарным. Человек, забывающий хорошее, не вправе рассчитывать на
соответствующее к себе отношение.
Заключил договор – устный или письменный – тщательно соблюдай все его
положения и не ищи лазеек, чтобы выгадать себе какое-то благо. Этим ты
подставляешь (обманываешь) напарника, друга, коллегу или партнёра. Это
прямой путь к бесчестью.
БЕРЕГИ СВОЁ ДОБРОЕ ИМЯ. Потерять его легко. Вернуть (восстановить)
исключительно трудно, а подчас невозможно.

Послесловие.

И всё-таки у этой сказки счастливый конец. Разве может быть по-другому в
хороших и умных сказках?
Из города вернулся старший сын Салимжана, который, если помните,
уехал туда учиться. Юноша получил замечательную профессию лекаря (врача).
Мальчик был старательным, на протяжении нескольких лет учёбы усваивал все
премудрости искусства врачевания. Слава о его способностях и
образованности разлетелась на многие вёрсты вокруг.
Стоит ли говорить, что семья Салимжана была спасена от голодной смерти.
Талантливый сын зарабатывал значительно больше, чем мог потратить.
Почти весь заработок он отдавал своей многочисленной родне.
А вскоре его пригласили на королевскую службу, где жалование ещё более
выросло. А уж почёт… Сами понимаете.
Более того, император, узнав, что Главный лекарь – сын того самого
Салимжана, установил последнему приличную пожизненную пенсию.
---------------------------------
А теперь давайте подумаем. Все вместе. Почему же Умная Змея, лишив
Салимжана даров, не помешала его старшему сыну?
Возможно, этим она хотела сказать: ЗНАНИЯ И ЕСТЬ ПОДЛИННЫЙ КАПИТАЛ.
Тот, кто хорошо учится, всегда богаче неуча и невежды.
Знания – это то, что ни при каких обстоятельствах никто не сможет у
вас отнять, это то, что не девальвируется (не обесценивается).
А при наличии трудолюбия образование непременно принесёт
вам материальные блага, уважение людей и счастье.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
 
averbaxx
сообщение 24 .07.10 - 06:44
Сообщение #9


новичок
***

Группа: Форумчане
Сообщений: 1
Регистрация: 24.07.10
Пользователь №: 9 120



Галина, спасибо! все очень интересно!

Мне нравится этот стишок-сказка, называется "марионетки":

Сейчас мы вам расскажем
О трех марионетках,
Красивых, популярных, удачливых вполне.
Быть может, вам поможет
Рассказ наш что-то вспомнить,
Историю трех кукол узнать в самом себе.

Марионетка Мэри
В блестящем светлом платье
Уверено танцует, уверено поет.
Жемчужина спектакля -
Ей ни к чему сомненья,
Серебряная нить ее не подведет.

Марионетка Иона
Волнуется немного
Перебирает мысли и нити над собой.
Серебряные нити,
Как часть ее спектакля,
Серебряные нити, как часть ее самой.

Марионетка Рита
Сомненьями разбита.
Не то, чтоб ей не нравится на сцене выступать,
Но крики раздражают,
И нити ей мешают,
И хочется о чем-то своем всем рассказать.

По вечерам в театре
Спектакль играют куклы,
Талант в задоре виден, но их печален взгляд.
В головках их красивых
Вдруг что-то появилось,
Что не дает забыться и что тревожет так.

Ведь не было и мысли,
Что кто-то держит нити.
Без подготовки тайну открыли им о том,
Что каждым их движеньем
Умело управляют,
А жизнь их называют иллюзией и сном.

У Мэри все сомненья
Рассеялись как дымка.
Пусть нити управляют, танцует же она!
Все так же, как и прежде -
Жемчужиной спектакля
Аплодисменты зала получены сполна.

Иона от волненья
Упала без сознанья.
Очнувшись ощутила, что нити - это звязь,
Что ей открылось знание
О сути всех движений.
Быть верной этой связи Иона поклялась.

Упав на спину, Рита
Увидела так ясно
Того, кто держит нити... Увидела Его!
"Ах, я же просто кукла!
Так в чем же смысл жизни,
Раз мысли и движения во власти Одного?"

Кулисы открываются,
Спектакль продолжается.
На сцене две актрисы танцуют до темна.
Одна собой гордится
И к похвалам стремится,
Другая просто в чувства свои погружена.

А что случилось с третьей,
Той, что не захотела
Простой марионеткой в чужом спектакле быть?
Дал Режиссер ей в руки
Серебряные нити.
Спектаклем управление решил ей поручить!

Скажите, Галина, можно читать детям 10-12 лет такие стихи?


--------------------
В божественном свете взаимной любви быть кем-то, жить в эго - безумье.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
 
Palina
сообщение 14 .08.10 - 08:29
Сообщение #10


новичок
***

Группа: Форумчане
Сообщений: 1
Регистрация: 14.08.10
Из: Кишенев
Пользователь №: 9 171



Спасибо конечно за стихи. Я их перепишу и по пробую как нибудь использовать. Вот только вдруг, кто нибуть из наших то же так сделает.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
 
галина
сообщение 26 .08.10 - 13:17
Сообщение #11


долгожитель
**********

Группа: Форумчане
Сообщений: 169
Регистрация: 16.07.07
Из: г.Москва
Пользователь №: 2 128



Стихотворение «Марионетки» прочла, конечно, оно мне очень понравилось.

С детьми можно разговаривать на любые темы, вот только, в зависимости
от возраста, несколько меняются угол зрения, приводимые аргументы, даже тон.
10-12 лет – замечательный возраст (мой любимый). Человечек начинает осознавать
своё «я», всё больше возрастает желание социализироваться, быть принятым сверстниками
(одеваться, как все, мыслить, как все, читать, слушать музыку, смотреть кинофильмы,
как все, как все, как все…). И, одновременно, возникает непонятное самому ребёнку
желание выделиться, показать свою уникальность, душевную глубину, развитость.
Но как это показать? И, главное, есть ли что показывать?
Стихотворение «Марионетки» ненавязчиво подводит детей к пониманию: если ты
не будешь думать сам, за тебя будут думать другие. Твоё "я" непременно окажется
в проигрыше. Оно станет меньше... меньше... и может исчезнуть совсем.
Человек не рождается личностью, он личностью становится.
- Бойтесь стать марионеткой в чьих-то руках.
- А как этого избежать? – спросят дети.
- Больше читайте, мыслите, анализируйте поступки, не стесняйтесь обратиться за советом
к старшим товарищам (не всё же могут знать сверстники), вырабатывайте свой собственный
взгляд на мир и окружающую действительность. Со временем к вашему мнению станут
прислушиваться, с интересом воспринимать то, что вы говорите или делаете.
Так рождается уважение к человеку.

Теперь по поводу того, что стихи «начнут читать все». Да пусть читают! Хоть все
отряды одновременно. Ведь комментарий к ним может быть разным, а беседа с детьми
может вылиться в душевный разговор, а может и не вылиться…
Это целиком зависит от вас.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
 
ultramarin
сообщение 29 .09.12 - 14:10
Сообщение #12


долгожитель
**********

Группа: Форумчане
Сообщений: 516
Регистрация: 26.07.11
Пользователь №: 10 194



ДАКТИЛЬНАЯ СКАЗКА

"Дактильная сказка" - это методика ускоренного обучения ребят пальцевому способу разговора. Наиболее "цепкие" ребята, из тех, что схватывают всё "на лету", могли таким способом запомнить дактильный (пальцевый) алфавит буквально за двадцать - тридцать минут. Дальше оставалось только тренироваться в непосредственном общении.
Позже я дополнил "сказочную" методику "словарной", суть которой в том, что ученику даются не отдельные буквы, а целые слова. Я прошу учеников писать на моей ладони любые слова на заданную букву в алфавитном порядке, - например, арбуз, барабан, вода, гусь и так далее. Затем произношу эти слова дактильно, а ученик повторяет за мной каждую букву. За счёт повторяемости букв в словах наиболее "цепкие" ученики обычно запоминают алфавит раньше, чем мы успеваем добраться до его половины, произнося дактильно каждое придуманное на заданную букву слово. То есть хватает для запоминания двенадцати - пятнадцати слов.
Мы всё-таки придумываем все тридцать три, и не только для более твёрдого запоминания. Дело в том, что ученики слова на заданную букву придумывают сами, и для меня это - своего рода психологический тест на уровень речевого развития и воображения: какие именно слова придумываются, насколько необычные, насколько длинные или короткие...
Так, обучая всего лишь необычному средству общения, удаётся получить о личности ученика много дополнительной информации.
Обе методики очень эффективны по отдельности, но в сочетании - особенно. Лучше сначала рассказать (и одновременно показать) "дактильную сказку". При рассказе-показе ученик повторяет за мной каждую букву. Мы обязательно по ходу сказки играем: когда попадается "рогатая" буква - "бодаемся", устраиваем пальцевые "корриды"; добравшись до буквы "Х", я спрашиваю: "чей крючок крепче?" - и ребята с восторгом пытаются разогнуть своими крючочками мои согнутые указательные пальцы. После такого весёлого урока следующий - по словарной методике - идёт намного легче. Если какая-то буква забыта, достаточно напомнить образ из "дактильной сказки", и буква сразу предъявляется учеником. Например, забыл букву "У". Я говорю: "Корова обиделась, забодает сейчас". И ученик со смехом сразу же показывает мне эту букву. А если нет, я сам показываю и при этом обязательно "бодаюсь". Эти дактильные игры я позаимствовал из опыта супругов Н.Н. и Ю.Д.Крылатовых, которые так играли со своими грудными дочерьми.)
Денис поймал кузнечика и зажал его в кулачок. Так, чтобы не раздавить и не отпустить. Нет, нет, большой палец сверху. Если сбоку - это кулак для драки, да и кузнечика так можно раздавить. Буква "А".
Денис побежал по крылечку домой. Хочет показать кузнечика маме. Бежит по лесенке... Указательный палец прямой и торчит вверх. Средний согнут крючком и прижат боком к указательному. Безымянный и мизинец прихвачены за ногти подушечкой большого пальца. Это и есть дактильная буква "Б" - лесенка... Молодец, справился. Это самая трудная буква.
Дальше будет легче.
У мамы гость - дядя Коля. Он, когда здоровается, всегда просит:
- Дай пять!
Приготовься дать пять, но не давай. Большой палец надо оттопырить посильнее. Умница, правильно. Это и есть буква "В".
Кузнечик-то улетел, пока с дядей Колей по-мужски здоровались. Денис выбежал на балкон. Квартира угловая, и балкон двойной - с двух сторон охватывает большую комнату. Раздвинь большой и указательный пальцы... Остальные пальцы сожми. Э, нет, не ставь балкон на попа, как после взрыва фугасной бомбы. Вот-вот, это и есть буква "Г".
С балкона открывается вид на парк культуры. Там вертится чёртово колесо. Указательный и средний пальцы вытянуты вперёд и сдвинуты. Большой зажимает остальные, а два вытянутых пальца описывают круг, обязательно к себе, а не от себя. Это и есть буква "Д". Вращается только кисть руки, остальная рука неподвижна. Умница.
Денис забежал в свою комнату за подзорной трубой и вернулся на балкон. Вот, смотри: я поставил кончик большого пальца на ноготок мизинца. Теперь ногти остальных пальцев спрятал сбоку большого. Получилась трубка. Подзорная труба. Отлично, это и есть буква "Е".
Через подзорную трубу Денис увидел в парке зверинец. А в зверинце торчат изогнутые рога. Это горный козёл, он же - буква "Ё". Указательный и средний пальцы раздвинуты и согнуты, остальные зажаты большим пальцем. Так у нас в Сергиевом Посаде показывают. И так лучше, на самой большой скорости не спутаешь "Е" с "Ё". У ребят из школ глухих по-другому: они поворачивают букву "Е". Это хуже, на большой скорости не отличишь. (В одном из лагерей ребята из отряда глухих бегали ко мне с возмущённым вопросом: "Ё! Что за Ё?!" - показывая мне сергиево-посадский вариант. Но я всё равно за него.)
Денис перевёл подзорную трубу на парковый пруд. По пруду плывёт утка. Хорошо видно её плоский нос. Вот, давай сложим из пальцев уткин нос. Большой палец подпирает остальные, они все касаются кончиками. Это и есть буква "Ж". Ух, какие у тебя гибкие, пружинистые пальчики, чудо!
(Восторг не случаен. Многие слышащие преподаватели глухих говорят очень быстро и... невнятно, расслабляя руку. А её - по крайней мере для общения со слепоглухим, со мной, наощупь, - надо напрягать. Иначе получается, по остроумному выражению Ю.Д.Крылатова, так, как если бы вздумала дактильно разговаривать пустая перчатка. На большой скорости ничего нельзя понять. Пальцы должны быть как пружинки.)
Денис видит, что вдоль пруда вьётся зигзагом тропинка... Представь себе: на улице дождь. Гулять не пускают. Ты стоишь у окна и задумчиво чертишь по стеклу указательным пальцем обыкновенную зрячую букву "З"... Правильно, именно так. Это и есть дактильная буква "З". Её надо чертить в воздухе обязательно одним пальцем - указательным. Не двумя!
Денис ведёт подзорной трубой вдоль тропинки и видит, что она упирается в калитку. За калиткой - дом с огородом. Покажи калитку: мизинец и безымянный пальцы прямые, вместе, вверх. Остальные прихвачены за ногти большим пальцем. Это и есть буква "И".
От дома к калитке бежит мальчик, а от пруда подходит дядя. Мальчик с разбегу открывает калитку наружу и - дяде прямо в лоб! Давай, поворачивай пальцевую калитку полукругом от себя. Сильнее, сильнее, так ты никому лоб не починишь. Вот это и есть дактильная буква "Й".
(- Давайте повторим сначала, я так не запомню.
- Само запомнится, поверь мне. Зубрить не надо.)
Денис заливается смехом, наблюдая, как дядя, держась за лоб, посылает, наверное, лучшие пожелания вслед удирающему мальчишке. Но где уж его ловить... И дядя берётся за колун - дрова колоть надо. Вот колун: указательный и средний пальцы сжаты, средний внизу. Остальные прихвачены за ногти большим пальцем. Кол'и дрова! Кто же так колет - почти плашмя? Средним пальцем - остриём - резко вниз. Сильнее, надо расколоть полено с одного удара. Вот это и есть дактильная буква "К".
Покончив с дровами, дядя берётся за двузубые вилы - сено ворошить. Те же указательный и средний пальцы раздвинуты, опущены вниз, но не вертикально, а наклонно. Раздвинь как можно шире, и пальцы не друг под другом, как в колуне, а рядом друг с другом. Вот, это и есть дактильная буква "Л".
Двузубые вилы дяде не понравились, взял вилы о трёх зубьях. К указательному и среднему пальцам добавь безымянный, все прямые и раздвинуты как можно шире. Мизинчик за ноготь прихвачен большим пальцем. Зубья вил торчат наклонно вниз. Это и есть дактильная буква "М".
Тем временем мальчишка, починивший дяде лоб, пробрался через дырку в заборе на огород. Прихвати большим пальцем безымянный за ноготь, остальные прямые и вверх, указательный и средний сдвинуты. Вот - сломанный забор номер один. Который ведёт на огород. Будет и с огорода. Это и есть дактильная буква "Н".
А дяде тоже что-то понадобилось на огороде. Он идёт туда через ворота - ему-то незачем лазить через дырки в заборах. Давай сделаем из пальцев ворота. Была калитка - буква "И", добавим к мизинцу и безымянному средний палец. Все прямые, смотрят вверх, сдвинуты. Большой за ноготь прихватывает указательный. Вот и дактильная буква "О" - ворота. Калитка узкая, а ворота широкие, чстобы телега проехала.
Дядя идёт между грядками по узким мосткам - в две доски. Указательный и средний пальцы прямые, плотно сдвинуты, направлены вперёд слегка вниз. Остальные пальцы прихвачены за ногти кончиком большого. Вот и мостки - дактильная буква "П".
Завидев обласканного калиткой дядю, наш знакомый мальчишка удирает с огорода через другую дырку в заборе. На этот раз подушечка большого пальца прихватывает за ноготь средний палец. Мизинец и безымянный плотно сдвинуты. Сломанный забор номер два - с огорода - стоит прямо. Дактильная буква "Р".
Начинающие часто путают эти два сломанных забора - на огород "Н" и с огорода "Р". Один мой знакомый мальчик так на всю жизнь и запомнил их наоборот. Звали его "Данила", а он представлялся - "Дарила". Я смеялся:
- Ты, конечно, великолепный подарок, но всё-таки буквы лучше не путать.
Но переучить его я так и не смог. Смотри не стань таким "Дарилой"... Лучше говорить по-русски без японского акцента.
Удрав от дяди с огорода, мальчишка спрятался под навес... Четыре пальца согнуты и сдвинуты плолтно вместе, большой оттопырен и тоже согнут. Сбоку это сооружение напоминает зрячую букву "С". И дактильно тоже - буква "С". Ещё похоже на открытую с двух сторон будку наавтобусно-троллейбусных остановках.
Денис не сводит с мальчишки подзорную трубу. А под навесом, где тот нашёл убежище, сено хранится. И дядя как раз решил подбросить сенца, которое перед этим ворошил. Опять мальчишке надо уносить ноги. На этот раз - по мосту через речку, что течёт за домом с огородом. Вот, огородные мостки - буква "П" - у нас были из двух досок, а мостик через речку - из трёх. К указательному и среднему пальцам добавляем безымянный и плотно сдвигаем, направив кончики слегка вниз. Мизинец прихвачен за ноготок подушечкой большого. Дактильная буква "Т".
За речкой - небольшой луг. На лугу - корова. Во, как рога раздвинуты! Большой палец и мизинец оттопырены как можно дальше, остальные прижаты ногтями к ладони. Му-у! Му-у! Му-у! (Я "бодаю" ученика в грудь, он со смехом опрокидывается на спинку скамейки, закрывает грудь руками.) Не забывай дактильную букву "У" и не путай с другой рогатой скотиной, а то корова обидится и забодает.
Но лужайка-то болотистая, и из травы, навстречу корове, угрожающе встаёт на хвост потревоженная гадюка. Четыре пальца плотно сжаты, чуть-чуть согнуты, направлены вперёд. Большой палец прижат к указательному сбоку. Кончик его чуть приподнят - змея получается одноухая. Рука согнута в кисти, поднята вверх. Дактильная буква "Ф".
Ребята в Ижевске обязательно ещё и вращали кистью руки. Это неправильно - буква неподвижная. Но и я не знал до сего момента, что змеи, когда стоят на хвосте, всегда так делают - вращают головами. Поэтому и извиваются всем туловищем. Так что мы с ребятами взаимно обогатили друг друга.
Кстати, при разговоре рука всегда должна быть в позе змеи, стоящей на хвосте. А если она в позе дохлой змеи - локоть вверху, кисть внизу, - невозможно ничего понять, и слушающая рука очень быстро устаёт. Запомни это и не мучай меня "дохлой змеёй"! Пусть будет живая и кусается подоходчивей...
Но змея встала на хвост на свою голову - на лугу змеелов. Я читал, что ядовитых змей ловят крючками. Вот, сделай крючок из указательного пальца, остальные зажми большим. А ну, чей крючок крепче? Давай сцепимся! Попробуй разогнуть мой крючок. Ф-фу, цепкий, где мне с тобой справиться... Это и есть дактильная буква "Х".
Но змея с крючка сорвалась. на землю шлёпнулась. Указательный и средний пальцы - прямые и вверх. Остальные зажаты большим. Вся рука резко ныряет локтем вниз. Резче, резче! Вот тебе и дактильная буква "Ц".
Денис видит через подзорную трубу, как змея шлёпнулась и - вцепилась в сапог змеелову. Большой палец держит на подушечке сдвинутые и почти прямые указательный и средний. Остальные согнуты и прижаты к ладони. Дактильная буква "Ч".
Ещё эта буква совершенно точно повторяет щепоть, которой крестятся православные. Поэтому в своей поэме "Свет" - про маму - я написал, что щепоть - от слова "чистота".
Змеелов поймал-таки змею, завязал в мешочке. Вышел на дорогу, что за лугом проходит. На дороге шлагбаум. Указательный, средний и безымянный пальцы - прямые, сдвинуты, направленны вверх. Большой палец подушечкой прихватывает за ноготь мизинец. Помнишь мостик через речку - букву "т"? Он смотрит слегка вниз, а шлагбаум - буква "Ш" - вверх. Вот и вся разница, не путай...
Шлагбаум опустился... Такой же нырок локтем вниз, как и в букве "Ц". Получилась буква "Щ".
За шлагбаумом - дорожный указатель. Ну-ка, выставь вперёд прямой указательный палец, а остальные зажми большим. Теперь - к себе, ни в коем случае не вверх и не вниз, а как над поверхностью стола. Это будет твёрдый знак. Резче, резче! А если так же резко от себя - получится мягкий знак. Покажи твёрдый... Мягкий... МягкиЙ... Твёрдый... Отлично. Твёрдый знак - дорожный указатель на твёрдое, на автостоянку. Ну а мягкий знак - дорожный указатель на мягкое. Когда ты посылаешь своих друзей: "иди ты в болото!" - это ты их на мягкий знак посылаешь.
(Вообще-то в русском алфавите между твёрдым и мягким знаками стоит буква "Ы". Но так как эти знаки отличаются лишь движением к себе и от себя, я в "Дактильной сказке" вполне сознательно поставил их рядом. Другой вариант - двупальцевый, указательным и большим пальцем резко качнуть то ли к себе ("Ъ"), то ли от себя ("Ь"). Оба варианта равноправные. Двупальцевый встречается чаще, но мне привычнее однопальцевый.)
По дороге плетётся бык, запряжённый в телегу. Зажми большим пальцем средний и безымянный, а указательный и мизинец - прямые и вверх. Вот тебе и дактильная буква "Ы".
(Тут я голосом и на огромной скорости дактильно, потрясая скоростью своих учеников, цитирую басню И.А.Крылова "Мор зверей": "И м-мы-ы грешны-ы: том-му-у лет пять, когда зим-мо-ой корм-мы-ы нам бы-ы-ли худы-ы-ы...". Изображая корову и быка - "У" и "Ы" - я стараюсь "боднуть" ученика, а тот со смехом прикрывает грудь руками. Смысл - подчеркнуть разницу между коровой и быком, "У" и "Ы".)
Денис через подзорную трубу следит за быком, запряжённым в телегу. И видит, как он неожиданно остановился. Мужик вылез из телеги, не поймёт, в чём дело. Наклонился над колесом, поднял половинку... Зажми средний, безымянный пальцы и мизинец. Указательный и большой согни навстречу друг другу, но не соединяй в круг, пусть будет полукруг. Концы этого полукруга направлены вверх, как концы колесной дуги, если половинка колеса не лежит, а стоит. Вот тебе и дактильная
буква "Э". Было целое колесо (я соединяю две буквы "Э", сложенные правой и левой рукой), а теперь остались две половинки (я резким движением отрываю пальцы друг от друга и направляю вверх, заодно показывая подобие жеста "ломать"). Э, не было печали, так черти, то бишь дорожные камни, накачали!
Рядом с поломанной телегой Денис видит - из придорожной сухой канавы ухо торчит. Заяц! Оттопырь мизинчик, а все остальные пальчики зажми большим. Или - поставь подушечки остальных пальцев на подушечку большого. Главное, чтобы мизинчик был оттопырен. Этот заяц, соображающий, удирать ему или на месте смирно лежать, - и есть дактильная буква "Ю". Обе формы равноправны. Я привык зажимать все пальцы, кроме мизинца, большим, а у глухих, насколько знаю, чаще
встречается вариант, когда подушечки этих пальцев опираются на подушечку большого. Лишь бы мизинчик - заячье ухо - торчал, и путаницы не будет.
Наблюдать через подзорную трубу за кутерьмой, творящейся на белом свете, интересно. Однако и домой пора. Мама на ужин зовёт. Денис уходит с балкона, и мама его обнимает. Денис тоже обнимает маму ручонками. Средний палец заведи за указательный так, чтобы средний был сверху указательного. (У многих ребят получается и наоборот -
указательный сверху среднего. Я так ни за что не смогу. Да так и неправильно.) Остальные пальцы зажми большим. Переплетённые указательный и средний пальцы, направленные вперёд - это и есть дактильная буква "Я".
Вот и конец алфавиту и сказке. Я тебя люблю! Кстати, знаешь, как можно одним движением объясниться в любви? Сделай букву "Ы", но только большой палец оттопырь. Указательный с мизинцем прямые и торчат вверх, средний и безымянный - прижаты к ладони. Получился международный знак дружбы, который все глухие мира знают.
А теперь я - неграмотный! Зрячих букв не знаю! Не пиши мне по ладони, а разговаривай со мной дактильно! Если что забудешь - напомню, стану, так уж и быть, грамотным на минутку...
(Результат: иногда в тот же вечер мне пытаются переводить на отрядной "Свечке" ребячьи впечатления от прошедшего дня. И получается!)

Прикрепленный файл  132162_600.jpg ( 96.49 килобайт ) Кол-во скачиваний: 3

Оригинал картинки...


--------------------
Если ты не получил 5-е питание, значит, тебя посетила птица Обломинго.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
 
GoodMan
сообщение 09 .11.12 - 01:21
Сообщение #13


долгожитель
**********

Группа: Форумчане
Сообщений: 598
Регистрация: 05.04.07
Пользователь №: 1 945



В сказке главное создать сказочную атмосферу... ИМХО secret.gif



--------------------
На небе только и разговоров что о море и о закате…
Go to the top of the page
 
+Quote Post
 

Reply to this topicStart new topic
> 1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 24th August 2025 - 15:09
Locations of visitors to this page Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru
Ping your blog, website, or RSS feed for Free